Вторник, 19.03.2024, 13:29
Приветствую Вас, Гость

ГОТОВИМСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Консультирует логопед

Педагоги нашего детского сада, как, впрочем, и  других детских садов, уделяют большое внимание подготовке детей к обучению в школе. Ведь именно в этом и заключается основная функция детского сада.

В различных видах деятельности дети приобретают знания, умения, простейшие действия, необходимые им для усвоения дисциплин начальной школы: рисуют, учат стихи, знакомятся со счетом и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения. И только чтение и письмо не включены в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей они не доступны. Задача ребенка-дошкольника основательно подготовиться, а педагогов, соответственно, подготовить его  к обучению письму и чтению в будущей школьной жизни.

Письмо - это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге путем нанесения графических слов (графем), соответствующих элементам устной речи. Письмо представляет собой сложный процесс, предполагающий выполнение ритмичных тонко координированных движений рукой и направленный на формирование специфических навыков письма (двигательных, графических, орфографических).

Совершенно очевидно, что при поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно сформированы многие компоненты письма, и, прежде всего, развиты зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.

Чтобы дети хорошо учились в школе, правильно научились читать и писать в 1 классе, у них также должна быть сформирована устная речь, ребенок должен правильно проговаривать все звуки речи, уметь различать эти звуки по твердости - мягкости, по глухости - звонкости. Если не уделять этому должного внимания в дошкольном возрасте, то некоторым детям будет трудно научиться читать и писать в школе.

С какими же трудностями может столкнуться ребенок в школе?

1. Ребенок с трудом овладевает техникой чтения - это замедленное, побуквенное чтение.

2. Если ребенок не может различать звуки на слух, он на письме будет заменять эти звуки (бабушка-папушка, шуба-суба), может пропускать буквы (диктант-диктат), может переставлять буквы или добавлять лишние.

3. Распространенная графическая ошибка чтения и письма - это замена одной буквы другой, похожей по написанию («и» = «ш»), «зеркальное» письмо, замена буквы по пространственному расположению («р» = «q»).

4.Недостаточная сформированность устной речи приводит к тому, что ребенок будет допускать грамматические ошибки: неправильно согласовывать слова в предложении (книга лежит на стол), пропускать слова в предложении, слитно писать слова, особенно предлоги.

5. Некоторым детям трудно поставить ударение в словах, поэтому чтение будет маловыразительным и монотонным, они плохо понимают текст. В результате складывается негативное отношение к чтению.

 

В качестве профилактики трудностей в обучении чтению и письму следует уже с пятилетнего возраста выполнять с ребенком несложные, но очень полезные упражнения. Причем это можно делать и в транспорте, и в очереди к врачу, и занимаясь домашним хозяйством.

1. Упражнения, направленные на формирование представлений о собственном теле.

На примере собственного тела ребенок учится различать, что находиться внизу, вверху, справа, слева, спереди, сзади.

Спросите его, какая рука правая, какая левая?

Где находится голова: внизу или вверху?

Сначала ребенок учится ориентироваться относительно себя, а потом относительно другого человека.

2. Упражнения, направленные на формирование пространственных представлений на примере картинок и окружающих предметов.

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: что находится ближе или дальше, что больше или меньше.

Затем вопросы усложняются: что находится дальше, чем ...? (Что находится дальше, чем этот дом? Что находится дальше, чем автобусная остановка, но ближе, чем дом?).

То же самое можно спросить про меньше, больше, выше, ниже и т.д.

3. Упражнения, направленные на формирование представлений о последовательности.

Взрослый рассказывает ребенку о порядке следования времен года, месяцев, дней недели, дополняя объяснение картинками и примерами из книг. Ребенку предлагаются такие задания:
а) выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;
б) сложить разрезные картинки и изображения из кубиков;

в) составить рассказ на основе последовательных картинок.

4. Упражнения, направленные на формирование представлений о звуковом составе слова с помощью скороговорок.

Проговаривание скороговорок не только улучшает дикцию, но и помогает выделить основной звук, который есть в скороговорке.

5. Упражнения, направленные на формирование представлений о слоговом составе слова.

Для занятий очень удобно использовать мяч:

а) взрослый и ребенок перекидывают мяч, проговаривая слова по слогам (ма-ши-на, че-ре-па-ха);

б) взрослый предлагает ребенку "уменьшить" предмет, добавляя определенный слог (дом - домик).

Чтобы подготовить руку ребенка к письму, тоже можно использовать различные игры и упражнения: рисование, обводка, штриховка, раскрашивание, выкладывание мозаики. Чтобы ребенок ориентировался в тетради, можно рисовать по точкам на листе в клетку.

Каждое занятие должно завершаться чем-то интересным для ребенка. Так у ребенка создается чувство успеха и формируется положительная установка на последующие занятия. Чаще хвалите ребенка, подбадривайте его, отмечая все его достижения, даже самые незначительные.

Если ребенок рисует, ест, бросает мяч левой рукой, то маме заранее до начала обучения лучше проконсультироваться у психолога для определения истинности леворукости, чтобы в школе правильно обучать письму правой или левой рукой.

Если выполнять все рекомендации, то дети будут успешно учиться в школе.

Удачи!